Московские центральные диаметры

 Московские центральные диаметры - это сеть связанных железнодорожных маршрутов, созданных на базе инфраструктуры Московской железной дороги, проходящих через центр столицы.
21 ноября 2019 года состоялось открытие движения по первым двум Московским центральным диаметрам. МЦД-1 "Одинцово-Лобня", МЦД-2 "Нахабино-Подольск" . Таким образом, компанией ОАО "РЖД" совместно с правительством Москвы был сделан ещё один шаг в улучшении транспортной доступности в Мосузле. Согласно последним данным, ежедневный пассажиропоток составляет более 530 тыс. человек в сутки. Нагрузка на сопряженные линии метро при этом снизилась в среднем на 12%, число новых пассажирских мест увеличилось в 1,6 раза.

Протяженность D1 с 28 остановочными пунктами составляет 52 км, время в пути –1 час 20 мин. D1 имеет пересадки на 12 станций метро, 2 на МЦК и 6 на радиальные направления МЖД. Протяженность D2 – 81 км с 39 остановочными пунктами, время в пути – 2 часа. D2 имеет пересадки на 13 станций метро, 2 на МЦК и 7 на радиальные направления МЖД. На линиях курсируют электропоезда "Иволга" в 10 и 11-вагонном исполнении. В этих поездах нет тамбуров, ширина входных дверей на 15% больше, чем в обычных электричках. Интервалы тактового движения составляют 6-12 минут, а после строительства двух выделенных путей на всём протяжении диаметров поезда будут курсировать с периодичность в 5-6 минут.

Чтобы обеспечить требуемую пропускную способность радиальных направлений перед запуском D-1 и D-2 железнодорожники построили и реконструировали почти 160 км путей, более 200 км контактной сети, 7 мостов и тоннелей, 39 пассажирских платформ и 21 разноуровневый пешеходный переход. Остановочные пункты получили единый стиль. Станции и платформы оснащены новой навигацией, турникетами, пандусами, билетопечатающими автоматами и обустройствами для маломобильных граждан.

По словам начальника МЖД Михаила Глазкова, трансформация сообщения из пригородного в пригородно-городское происходила на действующих линиях железной дороги с самым интенсивным движением в России. Проект реализовывался в сжатые сроки, не нарушив движения в пригородном, дальнем и грузовом сообщениях.
В 2020 году совершенствование инфраструктуры на D1 и D2 продолжается. На D1 открылась новая станция Славянский бульвар, интегрированная с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии метрополитена. Она оборудована уникальным навесом на две платформы. На D2 – начала принимать пассажиров новая станция Курьяново, которая улучшила транспортную доступность новых микрорайонов Москвы. Завершена реконструкция станций Сетунь, Новодачная и Долгопрудная на D1, Опалиха и Нахабино на D2. Все они оборудованы надземными пешеходными переходами с лифтами и эскалаторами. До конца года планируется завершить реконструкцию станций Подольск и Баковка, где строится дополнительный подземный пассажирский вестибюль.В планах у железнодорожников модернизация пассажирской инфраструктуры на станциях Новодачная, Долгопрудная, где будут построены новые платформы и конкорсы – надземные пешеходные переходы с лифтами и эскалаторами, на станции Сетунь также возведут конкорс, а на Баковке – дополнительный подземный пассажирский вестибюль.

На D2 ведется строительство еще двух новых станций – Щукинская, которая будет интегрирована с одноименной станцией Таганско-Краснопресненской линии метрополитена и Печатники – обеспечит пересадку на Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метрополитена.
В перспективе на D1 и D2 появятся новые станции, которые свяжут диаметры со станциями других диаметров и метрополитена. Например, появление станция Дмитровская на МЦД-1 позволит пассажирам делать пересадку на D2, а Петровско-Разумовской – пересадку между D1 и D3, а на D2 – Марьина Роща будет переход на D4. Эти станции будут интегрированы и с метро.

Для развития D2 и организации движения по D4 на Московской железной дороге развернуты масштабные работы по строительству соединительной ветви Киевского и Смоленского направлений, а также по реконструкции участка Каланчевская – Москва-Курская. Ведется строительство нового транспортно-пересадочного узла Черкизово, который объединит потоки пассажиров поездов дальнего следования, следующих через Москву транзитом, пассажиров МЦК, метро и наземного городского транспорта.

На будущем D4 открыта новая станция Санино, завершена реконструкция станций Мичуринец и Победа. Продолжается реконструкция станций Переделкино, Внуково, Лесной городок, Толстопальцево, Кокошкино, Крекшино, Апрелевка, Матвеевская, Мещерская (Сколково). Строится еще две станции - Минская и Аминьевская. Станция Минская разместится на путепроводе, пересадка на одноименную станцию метро будет организована по принципу "сухие ноги". Аминьевская расположится между платформами Матвеевская и Очаково. Она сделает доступнее прилегающие к железной дороге территории. В перспективе Аминьевская будет соединена со строящейся рядом станцией метро Аминьевское шоссе. Для строительства станции Камушки на соединительной ветви возводится самая протяженная железнодорожная эстакада длиной 2 км. Станция расположится на высоте 30 м и будет интегрирована со станцией МЦК "Деловой центр", Тестовская МЦД-1 и с расположенным рядом жилым комплексом.

Проект центральных диаметров рассчитан до 2024 года и предполагает организацию движения ещё по трем сквозным направлениям. Проект D3 "Крюково – Раменское" и D4 "Апрелевка – Железнодорожная" планируется запустить до 2024 года. Проект МЦД-5 "Домодедово – Пушкино" пока находится в стадии разработки. Запуск всех 5 диаметральных направлений существенно повысит мобильность населения в Московском транспортном узле и позволит ежегодно дополнительно перевозить до 300 млн. пассажиров.

screenRenderTime=2