СМИ о МЖД

19.09.2020НТВ

Белорусскому вокзалу - 150!

В: Сегодня легендарному Белорусскому вокзалу Москвы исполняется сто пятьдесят лет. Его построили еще при императоре Александре Втором. В годы Великой Отечественной войны этот транспортный узел имел стратегическое значение. Именно отсюда уходили на фронт военные эшелоны. Сейчас Белорусский вокзал обслуживает пригородные электрички, поезда дальнего следования и экспрессы в аэропорт "Шереметьево", а совсем недавно он стал частью Московских центральных диаметров.

О многолетней истории и современной жизни терминала - Алина Репина.

(сюжет)

КОРР: Жизненный путь москвича Никиты Токарева вот уже сорок лет связан с путями железнодорожными. Роскошная "сталинка", в которой живет маститый архитектор, стоит впритык к Белорусскому вокзалу.

НИКИТА ТОКАРЕВ (ДИРЕКТОР МОСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ): Это самый интеллигентный вокзал, если можно так сказать о вокзале, в Москве. Ну, и мои собственные первые поездки (в Париж и Берлин) как раз начинались отсюда. Хорошо были в толпе московской видны иностранцы, их было издалека видно: вот идет человек с варшавского поезда.

КОРР: Белорусский вокзал в Москве, безусловно, самый "ласковый". Он стоит буквой "Г" и как бы обнимает привокзальную площадь. Зря говорят, что Москва к приезжим сурова.

Вокзал открыли сто пятьдесят лет назад, и это было наше железнодорожное "окно в Европу". Сначала поезда отсюда стали ходить на Брест, а потом и дальше - аж до Ниццы.

АЛЕКСАНДР ЛЕВШУКОВ (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА БЕЛОРУССКОГО ВОКЗАЛА): Вот с 5-го по 10-е - это дальнее следование, а 11-го по 15-е - это диаметры, МЦД.

КОРР: Большой вокзал?

АЛЕКСАНДР ЛЕВШУКОВ (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА БЕЛОРУССКОГО ВОКЗАЛА): Ну, достаточно, да, большой, крупный вокзал московский.

КОРР: В царские времена на вокзале было не разгуляться. Пассажиров на подступах разделяли по классам.

ИРИНА ВИШНЯКОВА (МОСКВОВЕД): У тебя свой билет, ты сидишь в своем собственном вагоне, и как вход и выход для тебя - тоже через свою часть здания. То есть потоки, они не смешивались. И билет ты покупаешь тоже только в своей части (смеется). Да.

КОРР: Но это же ужасная сегрегация!

ИРИНА ВИШНЯКОВА (МОСКВОВЕД): Это так и было, да.

КОРР: В "голубом вагоне", совсем как из песни, ехал царь. Ну, а самая простая публика мыкалась в прокуренных серых вагонах, совсем как наши современные по цвету.

ИРИНА ВИШНЯКОВА (МОСКВОВЕД): Представьте себя пассажиром в тот период времени! Ни поесть, ни попить, ни воспользоваться санитарными услугами. Еще и деревянная лавка, на которой ты сидишь. Зато у тебя самый дешевый билет, и ты едешь не на лошадях очень долго, да, меняя их, а ты на железной дороге.

КОРР: Вокзал был Смоленским, потом - Брестским, а потом в народном сознании стал вокзалом Победы. Именно здесь чаще, чем где-либо еще провожали на фронт в Великую Отечественную. Елена Наумовна Высотская 27 июля 41-го здесь в последний раз видела отца.

ЕЛЕНА ВЫСОТСКАЯ (ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ): Я пришла на площадь и нашла его среди такого большого количества людей, которые стояли на площади в шинелях, ожидая прибытия своего эшелона. Слева от метро теперь этого... кольцевого, в углу расположился Оркестр Александрова, и он впервые начал вот исполнять свою вот эту песню - "Вставай, страна огромная!.."

(кадры архивной кинохроники)

- Пусть ярость благородная вскипает, как волна...

КОРР: А в 45-м здесь же встречали победителей. Эти кадры мы знаем по фильму "Белорусский вокзал", одной из самых пронзительных лент о фронтовом поколении.

(кадры из фильма "Белорусский вокзал")

ТАТЬЯНА ВОРОНЦОВА (МОСКВОВЕД): Ну, это хроникальные кадры, да, очень часто в фильмах послевоенной поры или повествующих о годах войны делали монтаж, да, используя реальную хронику.

КОРР: Белорусский вокзал любили снимать в фильмах. Здесь встречали из эмиграции Максима Горького, и сюда же он торжественно вернулся два года назад в виде памятника. После развала Союза бронзовый Горький коротал свои дни в парке "Музеон". В общем, интеллигентному и прозападному Белорусскому вокзалу выпала неплохая судьба - его не закрыли от города торговым центром, на площадь и вовсе недавно вернули исторический трамвай. Жаль, что из-за коронавируса поезд в Ниццу не ходит. Но и это, глядишь, переживем.

Версия для печати
screenRenderTime=1